На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Первая полоса

  • 15.12.2009 19:04

    «ТОГДА СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ РАНЫ, ТОВАРИЩЕЙ CЧИТАТЬ»


    15 декабря журналисты в нашей стране вспоминают коллег, погибших и пропавших без вести. Профессия наша была, есть и будет опасной. Это аксиома. Только легче от этого не становится при взгляде на скорбный список потерь. В Петербурге в минувшем году при исполнении своих обязанностей никто из коллег не погиб. Бог миловал. В России картина плачевная: убивают, избивают, преследуют… Оружием сообщества против террора могут быть лишь солидарность и соблюдение мер безопасности. Это тоже аксиома. Коллеги, берегите себя.
    Фото: ruj.ru


  • Журналисты не только гибнут на войне, но и просто спиваются – эксперт
  • Даже мобильный телефон может спасти жизнь журналиста – эксперт
  • День памяти журналистов: У репортеров своя война
  • Профессия журналиста в России смертельно опасна


  • 15.12.2009

    Источник: baltinfo.ru

    Журналисты не только гибнут на войне, но и просто спиваются – эксперт



    Десятки журналистов каждый год уходят из жизни, спиваясь, покончив жизнь самоубийством, сходя с ума. Многие талантливые люди навсегда бросают профессию. О таких «невоенных» потерях очень не любят говорить. Такое мнение в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» высказал глава Союза журналистов Санкт-Петербурга Андрей Константинов.

    «В Дагестане, например, каждый год гибнет по 9 человек. Реальной физической опасности, подстерегающей петербургского журналиста за каждым углом, нет. Однако есть другая опасность, про которую не пишут и стараются не говорить. Это невоенные потери, но о них забывать не следует», - сказал Константинов.

    По словам эксперта, ежедневная стрессовая нагрузка на журналиста гораздо страшнее, чем шок от войны. День ото дня происходит выгорание личности, когда человек сталкивается с «морем негатива». Особенно бескрайним оно выглядит сейчас, отметил собеседник агентства.

    «Санкт-Петербург является одним из самых благополучных регионов для журналистской деятельности. Тем не менее, даже в Швеции, где журналистов не убивают вообще, средняя продолжительность жизни репортера составляет 49 лет. В России все несколько серьезнее», - отметил Константинов.

    Напомним, сегодня в России отмечают День памяти журналистов, погибших при выполнении профессионального долга. По данным Российского союза журналистов, ежегодно в России при различных обстоятельствах погибают от 10 до 20 репортеров.

     

     

  • 15.12.2009

    Источник: baltinfo.ru

    Даже мобильный телефон может спасти жизнь журналиста – эксперт



    Техническая оснащенность и соблюдение правил безопасности на территории военных действий могли бы спасти в 90-е годы жизни многих российских журналистов. Такое мнение в интервью корреспонденту «БалтИнфо» высказал заместитель генерального директора телекомпании НТВ, директор петербургского филиала НТВ Петр Годлевский.

    «В 90-е годы российские журналисты были очень плохо экипированы и совсем не обучены, как вести себя в местах боевых действий. Сейчас техническая оснащенность может спасти журналисту жизнь. Будь у пропавших в Чечне журналистов хотя бы мобильные телефоны, их было бы гораздо легче найти», - сказал Годлевский.

    По его словам, сегодня журналистской братии в деятельности помогает, прежде всего, «печальный опыт». В 90-е годы «горячих» точек было множество, и люди бросались туда очертя голову, без всякого опыта деятельности в подобных местах. Теперь опасные командировки планируются совсем по-другому.

    «В Америке журналистов начали обучать после Вьетнама, у них это уже в кровь впиталось. У нас же до сих пор такого нет. Когда я был на Кавказе, то больше всего меня поразило поведение зарубежных коллег. Без бронежилетов они не выходили никуда, везде двигались группами и прикрывали друг друга», - сказал собеседник агентства.

    По его словам, российские журналисты стали хотя бы осторожнее. Раньше они держали эксклюзив «при себе», никогда не выдавали информацию коллегам, и оттого убийство одного журналиста часто решало все проблемы.

    «Не было системы дублирования важной информации. Человек мог пойти за эксклюзивом в горы, ночью и с незнакомыми людьми. Ни в коем случае нельзя быть исключительным носителем информации», - отметил Годлевский.

    Напомним, сегодня в России отмечают День памяти журналистов, погибших при выполнении профессионального долга. По данным Российского союза журналистов, ежегодно в России при различных обстоятельствах погибают от 10 до 20 репортеров.

     

     

  • 15.12.2009

    Источник: baltinfo.ru

    День памяти журналистов: У репортеров своя война


    Печальная дата отмечается Союзом журналистов России с 1991 года. Каждый год 15 декабря родные и друзья собираются почтить память журналистов, погибших при выполнении профессионального долга. Эксперты говорят о том, что российские репортеры продолжают гибнуть, и далеко не всегда в «горячих» точках. Их смерти связаны и с громкими расследованиями, и с тем, что их психика не всегда выдерживает трудности профессиональной деятельности.

    Многие из репортеров до сих пор числятся пропавшими без вести, так как их следов найти не удается. Корреспондент газеты «Невское время» Максим Шабалин и фотокор Феликс Титов пропали без вести во время первой чеченской войны.

    «Я знал их обоих, сидел с Шабалиным в одной комнате. Он был талантливым журналистом, работал в отделе политики, а в 90-х годах основной политикой были именно «горячие» точки. Максим где только не бывал — объездил весь Кавказ, писал репортажи из Югославии, в Чечне также бывал не раз», - рассказал обозреватель газеты «Невское время» Лев Аникин.

    По его словам, таким же был и Феликс Титов, который увлеченно и талантливо снимал все самые напряженные события в России. Вдвоем репортеры лежали под пулями у Белого дома в 93-м, вдвоем летали во все «горячие» точки.

    «Максим никогда не говорил, куда конкретно они направятся. Где было напряженно — там были Шабалин и Титов. Многие чеченцы знали их в лицо, общались с ними. В конце февраля 95-го Шабалин также не обговаривал маршрут командировки. Собственно, в те годы это и не практиковалось», - рассказал Аникин.

    «Мне представляется, что по-настоящему ненавидеть войну могут только солдаты и журналисты. По той простой причине, что к смерти невозможно привыкнуть, будь ты хоть трижды профессиональным военным корреспондентом, прошедшим через все горячие точки», – написал Максим Шабалин в одном из своих газетных материалов до исчезновения.

    Как рассказал «БалтИнфо» Лев Аникин, Максим и Феликс отправились в командировку 25 февраля 1995 года. В начале марта коллеги в «НВ» забили тревогу. Следы журналистов потерялись уже 27 февраля. На их поиски было отправлено несколько экспедиций, однако следов Шабалина и Титова так и не удалось найти. Более того, в одной из экспедиций пропал еще один фотожурналист — Сергей Иванов.

    Как рассказал корреспонденту «БалтИнфо» заместитель генерального директора телекомпании НТВ, директор петербургского филиала НТВ Петр Годлевский, по некоторым данным, Иванов ушел один с неизвестным человеком, обещавшим помочь в поисках пропавших корреспондентов «НВ».

    «После этого Иванова никто не видел, и судьба его неизвестна. Что здесь можно сказать? В 90-е годы российские журналисты были очень плохо экипированы и совсем не обучены, как вести себя в местах боевых действий. Сейчас техническая оснащенность может спасти журналисту жизнь. Будь у Максима и Феликса хотя бы мобильный телефон, их было бы гораздо легче найти», - отметил Годлевский.

    Еще один петербургский журналист, пропавший без вести — это бывший «сменовец», репортер журнала «Город» Максим Максимов. По данным информационной базы Центра экстремальной журналистики, последний звонок на свой мобильный телефон Максимов получил 29 июня 2004 года в 19.35 МСК.

    В это время Максимов находился в пределах 300 метров от станции метро «Чернышевская». Ему позвонил коллега и назначил через 40 минут встречу в кафе «Колобок», которое находится неподалеку от той же станции метро. Причина встречи была деловая, никаких признаков беспокойства в разговоре по телефону Максим не проявлял. Но ни в 20.15, ни позже Максимов в кафе не пришел. После этого его трубка уже не отвечала.

    Как рассказал «БалтИнфо» главный редактор журнала «Город 812» Сергей Балуев, Максимов был профессионалом высочайшего класса и умело вел расследования.

    «Он был неконфликтным и достаточно закрытым человеком. В данный момент следствие по делу о его исчезновении приостановлено. Безусловно, исчезновение Максимова связано с его профессиональной деятельностью», - отметил Балуев.

    По словам собеседника агентства, в 90-е годы опасности, подстерегающие журналистов, были вполне очевидными, но в 2000-х годах все изменилось.

    «Теперь опасность скрыта. Главным оружием журналиста по-прежнему остается открытость информации. Если что-то опубликовано, найдено в процессе расследования, то коллегам будет проще искать следы в случае исчезновения или гибели корреспондента. Увы, у журналистов своя война», - отметил Балуев.

    Глава Союза журналистов Санкт-Петербурга Андрей Константинов в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» отметил, что Петербург является одним из самых благополучных регионов для журналистской деятельности.

    «В Дагестане, например, каждый год гибнет по 9 человек. Реальной физической опасности, подстерегающей петербургского журналиста за каждым углом, нет. Однако есть другая опасность, про которую не пишут и стараются не говорить», - сказал Константинов.

    По его словам, десятки журналистов каждый год уходят из жизни, спиваясь, покончив жизнь самоубийством. «Это невоенные потери, но про них забывать не следует», - отметил Константинов. Он убежден, что ежедневная стрессовая нагрузка на журналиста гораздо страшнее, чем шок от войны.

    Добавим, что, по данным Российского союза журналистов, ежегодно в России при различных обстоятельствах погибают от 10 до 20 репортеров. При этом их смерть связана с различными обстоятельствами.

    Напомним, что в списках погибших есть многие петербургские журналисты.
    Так, в 1993 году кинооператор, кинодокументалист из Петербурга Александр Сидельников был убит снайпером во время съемки событий у Белого дома в Москве.

    В 1996 году тело заместителя генерального директора газеты «Вечерний Петербург» Анатолия Тютинкова обнаружили рыбаки на берегу Финского залива недалеко от поселка Лахта в пригороде Петербурга. По мнению судебно-медицинских экспертов, тело пролежало в воде около суток. До сих пор неизвестно, была ли связана его смерть с профессиональной деятельностью.

    В 2004 году в Иркутске погибли двое активистов предвыборного штаба региональной организации партии «Родина». Неизвестные расстреляли из пистолета заместителя руководителя штаба Марину Мараховскую и журналиста из Петербурга Яна Травинского.

    30 августа 2005 года в своей квартире был найден мертвым ведущий информационной программы «Радио Балтика» Александр Питерский. По версии следствия, его смерть не была связана с профессиональной деятельностью. Причины до сих пор неизвестны.

    Добавим, что с 1995 года в Петербурге ежегодно проводится «Кубок надежды», организованный петербургской Лигой журналистов. Автор идеи Петр Годлевский рассказал, что деньги, собранные от спонсоров журналистского турнира по баскетболу, идут в помощь 8 семьям без вести пропавших корреспондентов.

    Самые громкие процессы в России связаны с убийствами журналистов Дмитрия Холодова и Владислава Листьева, главы холдинга «Совершенно секретно» Артема Боровика и обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.

    Анна Юдина

     

     

  • 15.12.2009

    Источник: Лениздат.ру

    Профессия журналиста в России смертельно опасна

    Каждый год 15 декабря в России вспоминают журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. День памяти представителей СМИ был учрежден Союзом журналистов России (СЖР) в 1991 году. Ежегодно, согласно данным СЖР, в России при различных обстоятельствах погибают от десяти до 20 репортеров. В 2009 году российское медиасообщество лишилось пяти своих представителей.

    5 января после очередного покушения на его жизнь в Мурманске скончался редактор информационного агентства RIA-51 Шафик Амрахов. 30 декабря в подъезде дома, где он проживал, Амрахов получил несколько выстрелов в голову из травматического оружия. По версии его коллег, нападение на Амрахова может быть связано с высказанной им в открытом письме в СМИ критикой экономической политики мурманского губернатора Юрия Евдокимова. Добавим, что это было уже не первое покушение на жизнь журналиста. В середине 90-х на него напали в подъезде и несколько раз ударили по голове. А в 2001 году Амрахов, бывший в то время главным редактором еженедельника "Северо-Запад. Итоги недели", задерживался правоохранительными органами. В феврале 2008 года Амрахов публично заявил протест в связи с отказом в аккредитации на последнюю пресс-конференцию президента Путина.

    19 января в Москве вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым была убита журналист "Новой газеты" Анастасия Бабурова. Преступник подбежал к ним сзади, когда они шли с пресс-конференции по делу Юрия Буданова, и выстрелил в затылок Маркелову. Адвокат скончался на месте. Девушка попыталась схватить убийцу, но также получила огнестрельное ранение в голову. Не приходя в сознание, она скончалась в реанимации.

    С октября 2008 года молодая журналистка являлась внештатным сотрудником "Новой газеты" и, как отмечал заместитель главного редактора издания Сергей Соколов, целенаправленно занималась неформальными молодежными движениями, в том числе неонацистскими. Последней — посмертной — публикацией Анастасии стало интервью со Станиславом Маркеловым, посвященное проблемам правосудия и делу Буданова. В день убийства чеченские правозащитники заявили, что усматривают прямую связь убийства Маркелова с делом Буданова. По словам отца журналистки, она получала угрозы в связи со своей деятельностью.

    26 января 2009 года генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура осудил убийство российских представителей СМИ Анастасии Бабуровой, Шафика Амрахова и адвоката Станислава Маркелова, заявив что "эти убийства наносят смертельный удар по основному праву человека на свободу выражения мнения, а также по всем другим правам человека, которые имеют важнейшее значение для осуществления эффективного управления и соблюдения законности".

    В апреле, в ночь с 29-го на 30-е, после избиения неизвестными умер главный редактор ростовской газеты "Коррупция и преступность" Вячеслав Ярошенко. Он скончался в больнице в результате полученной черепно-мозговой травмы, не приходя в сознание. Коллеги Ярошенко считают, что на него было совершенно нападение, напрямую связанное с его профессиональной деятельностью. По заявлению Комитета по защите журналистов, пострадавший опубликовал несколько статей о коррупции в региональном правительстве. Представители же правоохранительных органов утверждают, что нападения не было и Ярошенко попал в больницу в результате падения с лестницы. Отметим, что двумя годами ранее нападению подвергался другой сотрудник газеты "Коррупция и преступность" — шеф-редактор Сергей Слепцов. Напавших на него людей так и не нашли.

    15 июля в Ингушетии была убита журналист-правозащитник, сотрудница представительства правозащитного центра "Мемориал" в Грозном Наталья Эстемирова. По факту произошедшего возбудили два уголовных дела: в Чечне — по статье "похищение человека", а в Ингушетии — по статьям "убийство" и "незаконный оборот оружия". 16 июля они были объединены и переданы в главное следственное управление СКП РФ по Южному федеральному округу. Основным мотивом убийства называется правозащитная деятельность Эстемировой.

    Уже после убийства Эстемировой председатель совета "Мемориала" Олег Орлов обвинил президента Чечни в том, что тот угрожал правозащитнице. По его информации, одно из последних сообщений Эстемировой было о том, что кадыровцы в селе Ахкинчу-Борзой похитили людей, а потом одного из них публично расстреляли посреди села. В частности, как указывал Орлов, это сообщение и вызвало сильный гнев в руководстве Чеченской Республики и лично у Рамзана Кадырова.

    Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов назвал убийство Эстемировой политическим: "У нее была одна мотивация — право человека на жизнь, человеческое достоинство. Ее волновали эти старомодные вещи, от которых морщатся наши кремлевские, белодумовские и разные другие правители. Наташа Эстемирова всерьез считала жизнь человека намного важнее, чем интересы государства".

    16 ноября в результате падения с 14-го этажа в Калининграде погибла экс-директор телекомпании "Каскад" Ольга Котовская. По словам старшего помощника руководителя следственного управления при прокуратуре, Котовская сама выбросилась с балкона. И лишь позже следствие усмотрело связь с судебными исками Котовской против новых владельцев телекомпании, созданной ею в 1991 году. Пострадавшая требовала признать полномочия нового руководства недействительными, так как материалы собрания совета директоров, на котором она была отстранена от руководства компанией, были сфальсифицированы. В начале ноября 2009 года Арбитражный суд Калининграда удовлетворил иск Ольги Котовской и ее партнеров и признал незаконным решение о передаче прав управления компанией новому руководству.

    В заключение добавим, что сегодня Россия занимает 3-е место в мире по числу убийств журналистов и 9-е по количеству нераскрытых убийств работников СМИ. В первом полугодии 2009 года в 18 странах мира было убито 53 журналиста. В этом списке Россия оказалась на 6-м месте. Согласно отчету независимой организации Press Emblem Campaign (PEC), за первые шесть месяцев этого года в РФ было убито четыре журналиста. Столько же сотрудников СМИ погибли в Газе. При этом самой опасной страной для журналистов признан Пакистан: там с начала года погибло шесть журналистов.

    Еще в начале года Министерство внутренних дел России озвучило основную причину гибели российских сотрудников СМИ. Начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин высказал предположение, что главные причины убийств зачастую не связаны с профессиональной деятельностью журналистов. По мнению ведомства, они становятся жертвами бытовых конфликтов. Наверное, этим и объясняется, что следователи часто не отрабатывают версий убийств, связанные с профессиональной деятельностью жертв, не изучают их материалы и не допрашивают людей, с которыми журналисты были связаны по работе. Кроме того, как указывают в Комитете по защите журналистов, время от времени в ходе следствия могут утаиваться важные улики. Мнение медиасообщества кардинально расходится с точкой зрения правоохранительных органов. "Все они (убитые журналисты. — Ред.) публиковали критические материалы, угрожающие влиятельным лицам в правительстве, бизнесе, правоохранительных органах или организованных преступных группировках", — сообщается в докладе Комитета по защите журналистов. Медиасообщество уверено: убийства представителей СМИ говорят в первую очередь о том, что профессия журналиста и правозащитника в России смертельно опасна.

    Мария Мещерякова

     

     

Новое сообщение

Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код указанный на картинке: *
KEYCODE


поиск