15.11.2011 22:33
АЛЕКСАНДР СТРАХОВ: "ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ НАДОЛГО СОХРАНЯТ СВОИ ПОЗИЦИИ"
Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), генеральный директор группы компаний "United Media Holding" Александр Страхов в преддверии форума "Издательский бизнес / Publishing Expo - 2011" рассказал в интервью РИА "Новости", почему традиционные СМИ еще долго будут сохранять свои позиции, чем опасны социальные сети и стоит ли учиться профессии журналиста.
VII Ежегодный профессиональный форум российских издателей "Издательский бизнес / Publishing Expo - 2011" пройдет в Москве 15-16 ноября. Организатором форума выступает ГИПП. РИА "Новости" является генеральным информационным партнером.
- По данным некоторых американских социологов и медиаэкспертов, к 2017 году в США прекратят существование практически все печатные СМИ. К 2025 году те же тенденции, предположительно, проявятся в Западной Европе. Каким вы видите будущее традиционных СМИ, учитывая бурный рост Интернета и соцсетей?
- На мой взгляд, тенденция очевидна. Последние данные по третьему кварталу этого года по рекламному рынку показывают, что интернет уже в некоторые периоды превышает по объему рекламных денег оффлайновые средства массовой информации. Нам от этого никуда не деться. В этом смысле понятно, что традиционные СМИ, похоже, будут вынуждены делить и рекламные деньги, и внимание потребителя информации с новыми медиа. Я убежден, что на обозримую перспективу определенное место все равно сохранится за традиционными СМИ, хотя бы просто потому, что по моим ощущениям от рынка, традиционные СМИ на сегодняшний день производят наиболее качественный и более содержательный контент. Контентом непрофессиональным, конечно, можно на какое-то время привлечь внимание аудитории, но в целом, все равно профессионально подготовленный, качественный контент будет всегда пользоваться большим спросом. Главная ценность СМИ именно в том, что они производят и доставляют контент до читателя. Поэтому я думаю, что, во-первых, безусловно, новые медиа потеснят традиционные СМИ, во-воторых, традиционные СМИ некоторую позицию на рынке все равно сохранят на очень долгий период, на мой взгляд, и в-третьих, традиционные медиа постараются значительную часть своей активности перевести в онлайн.
- Какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей и различных интернет-проектов? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться?
- Негативные последствия, наверное, связаны, в основном, не с бизнес составляющей, а с другими моментами. Во-первых, это общественно опасные, неконтролируемые потоки информации, которые, как мы видим, могут производить всякие социальные потрясения, когда радикально настроенные группы, очень активно используя социальные сети, интернет, координируют свою деятельность - политическую, а иногда и военную. Это мы видели в целом ряде стран, прежде всего, на Ближнем Востоке, Африке. При этом это тесно связано с дезинформацией, которая становится достаточно легкой, поскольку производство контента, если это можно назвать контентом, и его дистрибуция в данном случае очень дешевы - нет порога входа на рынок и средства контроля. Ответственность за распространение такой информации, насколько я понимаю, сегодня в мире толком не проработана. Дезинформация становится более легкой, поскольку значительная часть потребителей этой информации не могут произвести ее качественный анализ. Кроме того, с развитием социальных сетей, интернета, новых сервисов в нем, очень сильно повышается доступ к частной жизни пользователей - он может быть открыт и для государства, и для коммерческих организаций, и для каких-то политических сил. Наверное, это тоже не идеальная история, когда за любой активностью человека можно, в общем-то, имея элементарные навыки, достаточно легко проследить.
- Каковы перспективы и тенденции кадрового рынка печатных СМИ? Стоит ли учиться профессии журналиста?
- Думаю, кадровый рынок будет видоизменяться вместе с рынком. Все тенденции по увеличению доли новых медиа будут на этом рынке видны. То есть спрос будет повышаться прежде всего на тех, кто умеет работать в условиях мультимедийности, на интернет-специалистов, на IT-специалистов. При этом думаю, что, конечно, нужно учиться журналистике, потому что там качественный контент, который все равно будет главным во всех СМИ - оффлайновых или онлайновых. Ведь все понимают, что всегда есть дефицит новостей, качественного контента, аналитических материалов.
- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее перспективные для инвестиций сегменты медиарынка - ТВ, радио, печать, интернет?
- Я думаю, что самый перспективный на сегодня сегмент - это интернет, и в особенности все, что связано с наиболее модными сегодня вопросами - соцсети, новые сервисы в интернете, видеоконтент. Это самые интересные для инвестиций сектора.
- Возможен ли коммерческий успех мобильных приложений печатных изданий?
- Я уверен, что не только возможен, но и обязателен. Думаю, что коммерческий успех мобильных приложений, - это вещь, которую мы не избежим. Но сколько времени займет инвестиционный период для этого сектора - это сказать на сегодня сложно. Насколько мне известно, большинству издательских домов, занимающихся инвестициями в мобильные приложения, до окупаемости еще очень далеко. Они очень интересные, очень перспективные, но на радары рекламодателей, так сказать, они сегодня еще не попадают.
- Зачем редакциям газет создавать собственное ТВ - "Коммерсантъ", "Комсомольская правда" уже запустили свои телеканалы в интернете?
- Думаю, что это штука достаточно полезная, правильная, потому что идет в русле расширения доставки контента, который производят традиционные редакции. Вопрос опять же в том, что это достаточно дорогостоящие проекты, и тем, кто их сегодня запускает, по-видимому, придется длительный период в них поинвестировать. Но ведь это не только способ потенциального заработка денег, но еще и средство продвижения. И в этом смысле я думаю, что это правильно.
Источник: ГИПП