На главнуюНаписать письмоrss

Электронный журнал о СМИ






Союз журналистов России
Санкт-Петербургский Союз журналистов
Всемирная Газетная Ассоциация
Фонд защиты гласности
Центр экстремальной журналистики
ИА СеверИнформ / Новости Северо-Запада
Информационный портал для молодых журналистов
Санкт-Петербургская Лига журналистов

Новости масс-медиа

Медиа-Бизнес (Архив 2004 - 2013)

  • 16.10.2004 12:13

    Телевидение пошло на мыло


    С началом нового сезона борьба на телеканалах разгорается не на шутку. Для "главного" телеканала -Первого - ситуация пока меняется не слишком кардинально: он по-прежнему лидирует, в то время как РТР -стабильно занимает второе место, а вот НТВ и СТС сражаются за третье , хотя пока еще лидирует НТВ. Учитывая доли телезрителей, которые смотрят каналы, вырисовывается следующая картина -первый канал стабильно собирает от 21 до 24% телезрителей, РТР -17-21%, НТВ -12-13%, СТС -9-11%, а ТНТ и "Пятый канал" вместе собирают 5-6%.

    ЗРИТЕЛЬ "ЗИППУЕТ"


    Можно по-разному относиться к данным, предоставляемым TNS Gallup Media, однако альтернативы этой системе подсчета зрительского интереса пока нет. Одна из выявляемых тенденций такова – на пятки информационному и политизированному телевидению наступает телевидение развлекательное.

    Что же касается канала как поставщика новостей, то, несмотря на абсолютное единообразие предоставляемой на центральных каналах информации, первый канал лидирует, собирая больше всех зрителей по всем статистическим данным. С чем это связано – с традицией, с качеством поставляемого продукта, с количеством вложенных денег? По мнению Алексея Зубка, директора по маркетингу представительства Первого канала в Петербурге, все вышеперечисленные причины имеют место быть. "Но главное то, что канал отражает консервативный социальный взгляд и соответствует представлениям приверженцев традиционного телевидения". Возникает вполне логичный вопрос: телевидение у нас такое, потому что этого хотят "сверху", или его все-таки в большей степени формирует вкус зрителей "снизу"? И формируется ли этот вкус сам по себе или тоже после просмотра определенно поданной и отредактированной информации?

    Но это вопросы из разряда вечных. Сиюминутная телевизионная реальность все-таки в большей степени определяется сугубо экономическими причинами. Борьба идет за рейтинг, а рейтинг, хотим мы этого или нет, давно сместился от информационных и аналитических программ в совершенно другую сторону. В сторону сериалов и ток-шоу. И основные силы сейчас брошены на это. Главное на языке телевизионщиков, чтобы зритель не начал " зипповать", то есть щелкать кнопками, переключаясь на другой канал.

    И если тенденцией последних лет стало производство сериалов, развлекательных программ и съемка широкоформатных фильмов – значит таков выбор телезрителя, которому уже понятно, что выбором политической позиции телевидение больше не занимается. Последние отголоски канули в Лету, последние ведущие, ощущающие некую миссию, были убраны с телеканалов или удачно переориентировались, например, занялись съемкой спортивных передач.


    НА МЕСТНОМ РЫНКЕ


    Серьезно говорить на этом фоне о местном телевидении, в общем, не получается, хотя борьба за рекламодателя, конечно, идет. Это борьба за 35 миллионов "рекламных" долларов (по некоторым данным – за 45 миллионов). Борьба все же приводит к некоторой конкуренции, хотя это всего лишь конкуренция среди местных игроков.

    Рекламный рынок явно не позволил Пятому каналу развернуться так, как хотелось бы, и в новом сезоне ничего нового, кроме " Диалога с городом" губернатора, канал так и не предложил. НТВ и РТР в Петербурге по-прежнему радуют вполне пристойными новостными программами. Первый канал этого не делает потому, что проекты эти всегда убыточны для каналов – доля тех, кто смотрит местные новости, всегда меньше той, что смотрит общефедеральные. Первый обходится лишь вкраплением питерских сюжетов.

    Согласно недавно проведенному методом телефонного опроса исследованию аудитории городских телевизионных каналов, Агентство социальной информации (вместе с Пятым каналом) утверждает, что именно Пятый канал упоминается первым при ответе на вопрос "Какие местные петербургские телеканалы вы знаете?", и с небольшим отрывом от канала "Сто" Пятый лидирует при ответе на вопрос "Какой городской телеканал вы считает лучшим?". Однако на общий рейтинг эти замечательные результаты все равно не повлияли.

    Телеканал "СТО", радующий определенную категорию телезрителей, занимает одну нишу с каналом "Культура", однако живется ему труднее: не стоит забывать, что " Культура" кормится за счет РТР и значит всегда в выигрыше. Поляризация интересов в обществе и, как следствие этого, разграничение тематики каналов – вполне западная тенденция, постепенно приживающаяся у нас. Обилие телеканалов в США позволяет зрителю выбрать либо кинофильмы в режиме нон-стоп, либо научные программы из серии "Дискавери". Те же, кто хочет следить за мировыми катаклизмами, смотрят CNN и практически не переключают канал.

    Вот и у нас: одни хотят любоваться незрелыми певичками "Фабрики звезд", а другие - наблюдать изысканные пререкания Татьяны Толстой и Дуни Смирновой с представителями элиты. Иногда (для разнообразия) можно посмотреть на развлекающего молодежь культового в местных масштабах Стогова. А роль телевидения как идеолога, воспитателя и борца ушла в далекое прошлое.


    Аудитория "за вчерашний день"


    Исследования Агентства социальной информации показали , что 84% петербуржцев в возрасте старше 18 лет смотрят телевизор ежедневно, 8% - только по выходным, 4% - только по будням, наконец, 3% не смотрят телевизор совсем.

    Среднесуточный охват аудитории за гипотетический "вчерашний день" составляет (по данным АСИ) 48,5% для ОРТ, 47,5% для РТР, 41% для НТВ, 36% для Пятого канала.


    Алла БОРИСОВА

    Источник: Известия

Новое сообщение

Чтобы добавить новое сообщение, заполните поля нижеследующей формы

Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код указанный на картинке: *
KEYCODE


поиск